Налоговая инспекция: задачи, полномочия, цели

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Содержание

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ.

Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие.

Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ.

Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке.

Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Вам необходима помощь налогового юриста?

Консультация специалиста с 20 летним опытом

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации.

Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования.

На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ.

В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным  лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными.

Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Читайте также:  Последствия непогашения кредита - худшие 5 проблем для заемщика

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Каковы полномочия и функции налоговой инспекции

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи.

Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются.

Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

???? Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п.

1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года).

Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

Как вы оцениваете свой опыт взаимодействия с налоговой инспекцией?ПоложительноОтрицательноНе помнюНикогда не обращался(лась) в налоговую

????‍???? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счетЧитатьКак налоговая выявляет тех, кто работает неофициальноПодробнееКакие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларироватьСмотреть

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

????‍???? Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.
Читайте также:  Вступление в наследство через суд: порядок и заявление

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие.

Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр.

Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков.

В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Какие поступления на карту считаются доходом и когда нужно платить НДФЛЧитатьОтветственность за налоговые преступленияПодробнееЧто такое налог на роскошь и сколько надо платить в 2021 годуСмотреть

Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом

Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом организуется в инспекции для ведения бухгалтерского учета сумм, которые подлежат уплате и фактически поступили в бюджет, а также для учета начисленных санкций.

В задачи отдела входит прогнозирование налоговых отчислений и обязательных платежей, которые поступят в бюджет.

Также отдел снабжает вышестоящую инстанцию необходимой отчетностью, готовит аналитические записки и сводные таблицы.

Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки

Отделы по досудебному и принудительному взысканию недоимки занимаются взысканием долгов налогоплательщиков, внедряют новые механизмы для сокращения и ликвидации задолженности.

В этих целях отделы оперативно выявляют случаи несвоевременного перечисления налогов, анализируют состояние и причины возникновения задолженности по бюджетным платежам, проводят мероприятия для передачи дела в суд или исполнительных листов – к ФССП.

Перед этим инспекторы могут заблокировать счета неплательщика.

Отдел по банкротству

Отдельный отдел по банкротству неплательщиков инициирует дела о финансовой несостоятельности или проводит предварительный анализ финансовой устойчивости предприятия, принимает решения о реструктуризации долгов перед бюджетом, проводит проверки для выявления причин просрочек.

Отдел персонала

В налоговой инспекции есть собственный отдел персонала. Он ведет кадровые документы по сотрудникам инспекции (трудовые карточки по форме Т2, личные дела), табель учета рабочего времени. Отдел отвечает за увольнения и отпуска инспекторов. То есть в этом отделе сотрудники занимаются всем тем же, чем и кадровики в коммерческих и иных организациях.

Упрощенное банкротство физлиц. Как пройти процедуру несостоятельным должникамЧитатьМожно ли сэкономить на транспортном налоге, если не пользоваться автомобилемПодробнееСемейный патент. Как его введение повлияет на бизнесСмотреть

Юридический отдел

Чтобы представлять интересы инспекции в суде, готовить ответы на обращения и жалобы налогоплательщиков, в инспекции работает юридический отдел. Также юристы должны анализировать приказы, которые оформляет инспекция, решения о применении штрафов, протоколы и постановления и пр.

ИТ-отдел

В то время как простых инспекторов все чаще сокращают, ИТ-отдел, напротив, прирастает. В налоговой он решает все те же задачи, что и другие ИТ-отделы: контролирует работу используемого ПО, исправляет баги и ошибки.

Виды инспекций ФНС РФ

     Самой массовой структурной единицей налоговых органов
является инспекция ФНС РФ по району, району в городах, городу. Инспекция – это
территориальный орган ФНС РФ, входящий в единую централизованную систему
налоговых органов. Инспекция подчиняется непосредственно управлению ФНС РФ по
субъекту РФ и подконтрольна ФНС РФ и управлению ФНС РФ.

     Инспекция ФНС РФ по району, району в городе, городу
осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о
налогах и сборах и валютного законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и
иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового
спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции. Инспекция также
осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств,
по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об
уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Инспекция является юридическим лицом, в соответствии с
гражданским законодательством от своего имени приобретает и осуществляет
имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей
полномочий, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование расходов на содержание инспекции
осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Инспекция имеет самостоятельную смету доходов и расходов, утверждаемую
управлением ФНС РФ по субъекту РФ, бланк и печать с изображением
Государственного герба РФ, а также счета, открываемые в соответствии с
законодательством.

  • Инспекция решает поставленные перед ней задачи во
    взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов
    исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами
    местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными
    объединениями и иными организациями.
  • функции
    межрегиональной инспекции
  • по
    централизованной обработке данных
  • Межрегиональная инспекция ФНС РФ по централизованной
    обработке данных осуществляет следующие функции:
  • 1. Обеспечивает приём и входной контроль данных
    налоговой, бухгалтерской отчётности и другой информации, поступающей от
    налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации на бумажных
    и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке;
  • 2. Осуществляет автоматизированную обработку и ввод
    получаемой информации в информационную базу инспекции;
  • 3. Доводит обработанную информацию до территориальных
    органов ФНС РФ в части их касающейся;
  • 4. Ведёт справочную информацию и классификаторы
    федерального уровня, а также фонд алгоритмов и программ ФНС РФ;
  • 5. Осуществляет формирование статистической отчётности
    по формам, утверждённым ФНС РФ;
  • 6. Ведёт Единый государственный реестр юридических
    лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый
    государственный реестр налогоплательщиков, реестры лицензий, разрешений,
    свидетельств и иные федеральные информационные ресурсы;
  • 7. Обеспечивает заданную надёжность функционирования
    федеральных информационных ресурсов на основе их дублирования и резервирования;
  • 8. Осуществляет архивное хранение федеральных
    информационных ресурсов ФНС РФ на основе электронных хранилищ данных и
    централизованное архивное хранение информации, поступающей на бумажных
    носителях;
  • 9. Предоставляет информацию органам государственной
    власти и местного самоуправления, налогоплательщикам в случаях, установленных
    законодательством РФ, обеспечивает обмен информацией в электронном виде с
    органами государственной власти в соответствии с межведомственными
    соглашениями;
Читайте также:  Инструкция по увольнению за прогул

10.Взаимодействует с территориальными органами ФНС РФ
по г. Москве в пределах полномочий, определённых ФНС РФ;

11.Осуществляет на основании имеющихся информационных
ресурсов и в порядке, установленном ФНС РФ, автоматизированный обор
налогоплательщиков для проведения налоговых проверок и доведение его
результатов до территориальных органов ФНС РФ по г. Москве, проведение анализа
эффективности проверок;

12.Подготавливает аналитические таблицы для анализа и
оценки налогового потенциала РФ в целом и по субъектам РФ, анализа
эффективности работы налоговых органов РФ и прогнозирования налоговых
поступлений в соответствующие бюджеты на основании информационных ресурсов,
имеющихся в инспекции.

межрегиональная
инспекция ФНС РФ

по федеральному
округу

После образования в России федеральных округов было
начато создание межрегиональных инспекций в каждом из федеральных округов.
Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному округу является
территориальным органом ФНС РФ в соответствующем федеральном округе и находится
в непосредственном подчинении ФНС РФ и ей подконтрольна.

Межрегиональная инспекция
ФНС РФ по федеральному округу является органом, осуществляющим взаимодействие
ФНС РФ с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе,
проверки эффективности работы управлений ФНС РФ по субъектам РФ в федеральном
округе по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности
внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, иных обязательных платежей,
соблюдения валютного законодательства РФ, а также осуществляющим в пределах
своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных органов
ФНС РФ, организаций, находящихся в ведении ФНС РФ, на территории субъектов РФ,
входящих в федеральный округ.

  1. функции
    межрегиональной инспекции фнс
  2. по федеральному
    округу
  3. Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному
    округу осуществляет следующие функции:
  4. 1. Принимает участие по согласованию с ФНС РФ в
    проверках, организуемых полномочным представителем Президента РФ в федеральном
    округе;
  5. 2. Организует взаимодействие ФНС РФ с полномочным
    представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесённым к её
    компетенции, и органами государственной власти субъектов РФ, входящих в состав
    федерального округа;
  6. 3. Организует и проводит по решению ФНС РФ проверки
    территориальных органов ФНС РФ и организаций, находящихся в ведении ФНС РФ, в
    федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов
    и осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  7. 4. Участвует в проверках территориальных органов ФНС
    РФ, проводимых ФНС РФ;
  8. 5. Проводит выездные (повторные выездные) налоговые
    проверки, назначаемые ФНС РФ, а также участвует по поручению ФНС РФ в выездных
    (повторных выездных) налоговых проверках, назначаемых территориальными
    налоговыми органами, входящими в федеральный округ, либо ФНС РФ;
  9. 6. Проводит анализ схем уклонения от налогообложения,
    подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
  10. 7. Изучает, анализирует и обобщает практику работы
    территориальных налоговых органов, входящих в федеральный округ, во
    взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС РФ;
  11. 8. Организует и осуществляет взаимодействие с
    управлениями ФНС РФ по субъектам РФ, входящим в федеральный округ, по вопросам
    информационного обмена;
  12. 9. Доводит до сведения соответствующих структурных
    подразделений центрального аппарата ФНС РФ информацию о выявленных в ходе
    проверок территориальных органов ФНС РФ нарушениях законодательных и иных
    нормативных правовых актов;
  13. 10. Оказывает помощь территориальным налоговым
    органам, входящим в федеральный округ, при представлении ими интересов
    государства в федеральном арбитражном суде округа и осуществляет взаимодействие
    с ним (при условии, что место нахождения межрегиональной инспекции совпадает с
    местом нахождения федерального арбитражного суда округа);

11.Осуществляет иные функции, предусмотренные
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

межрайонные
налоговые инспекции

В 2000г. начался процесс создания межрайонных
инспекций, которые призваны контролировать территорию не одного, а нескольких
административных районов.

Например, в Вологодской области 26 районных налоговых
инспекций были укрупнены в 10 межрайонных, которые обслуживают по два-три
района. Реорганизация районных налоговых инспекций имела целью экономию
бюджетных средств и более рациональное использование кадрового потенциала.

Поскольку значительное количество районных инспекций были малочисленными, то
невозможно было произвести рациональное разделение труда между их работниками,
что вело к увеличению доли управленческого и обслуживающего персонала.

Укрупнение и создание на базе двух – трёх районных инспекций одной межрайонной
позволяет сократить количество руководящих работников и увеличить количество
инспекторов.

Среди межрайонных инспекций выделяют и такие, которые
контролируют определённые категории налогоплательщиков региона или выполняют
определённые виды работ для других инспекций региона и Управления ФНС РФ. Среди
межрайонных инспекций этого типа можно назвать инспекции, которые
специализируются:

— на работе с крупнейшими налогоплательщиками (на
региональном уровне к крупнейшим налогоплательщикам отнесены юридические лица,
начисленные налоги и сборы которых в федеральный бюджет составляют от 75 млн.
до 500 млн. руб., или выручка от реализации товаров (работ, услуг) – от 1 млрд.
до 6 млрд. руб., или активы – от 1 млрд. до 7 млрд. руб.);[2]

  • — на налоговом контроле за производителями и оптовыми
    продавцами алкогольной продукции;
  • — на налогообложении иностранных юридических и
    физических лиц;
  • — на налогообложении банков, финансово-кредитных
    учреждений и участников рынка ценных бумаг и др.
  • Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение:
    управлению ФНС РФ и межрегиональной инспекции ФНС РФ, администрирующей
    соответствующий сектор экономики.
  • Межрайонные инспекции имеют практически те же права и
    обязанности, что и районные инспекции, но в ряде случаев, по вопросам своей
    деятельности, они могут давать обязательные для исполнения указания и поручения
    районным инспекциям (если таковые имеются на соответствующей территории).
  • функции инспекций
    фнс по району, району в городе, городу, функции инспекций ФНС РФ межрайонного
    уровня
  • Инспекции ФНС РФ по району, району в городе, городу и
    инспекции ФНС РФ межрайонного уровня выполняют следующие функции:
  • 1. Осущесвляют контроль и надзор за:
  • — соблюдением законодательства о налогах и сборах, а
    также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью
    исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных
    обязательных платежей в соответствующий бюджет;
  • — фактическими объёмами производства и реализации
    этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
  • — осуществлением валютных операций резидентами и
    нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • — соблюдением требований к контрольно-кассовой
    технике, порядком и условиями её регистрации и применения, а также полнотой
    учёта выручки денежных средств;
  • — за проведением лотерей, в том числе за целевым
    использованием выручки от проведения лотерей;
  • 2. Осуществляют:
  • — государственную регистрацию юридических лиц,
    физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских
    (фермерских) хозяйств;
  • — пломбирование в организациях, осуществляющих
    производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях,
    производящих алкогольную продукцию, — приборов учёта объёмов этой продукции;
  • 3. Регистрируют:
  • — договоры коммерческой концессии;
  • — контрольно-кассовую технику;
  • 4. Ведут:
  • — учёт всех налогоплательщиков на подведомственной
    территории;
  • — разделы федеральных информационных ресурсов: Единого
    государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного
    реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единого государственного
    реестра налогоплательщиков (ЕГРН);
  • — оперативно-бухгалтерский учёт (по каждому
    налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и
    фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • 5. Представляют сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП,
    ЕГРН в соответствии с законодательством РФ;
  • 6. Бесплатно информируют налогоплательщиков (в том
    числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о
    налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,
    порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
    налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также
    предоставляют формы налоговой отчётности и разъясняют порядок их заполнения;
  • 7. Осуществляют в установленном законодательством РФ
    порядке возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
    налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • 8. Принимают в установленном порядке решения об
    изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • 9. Взыскивают в установленном порядке недоимки и пени
    по налогам и сборам, предъявляют в арбитражные суды иски о взыскании налоговых
    санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а
    также в иных случаях, установленных законодательством РФ;
  • 10. Представляют в соответствии с законодательством РФ
    о несостоятельности (банкротстве) интересы РФ по обязательным платежам и (или)
    денежным обязательствам;
  • 11. Осуществляют в установленном порядке проверку
    деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной сфере
    деятельности;

12. Осуществляют иные функции, предусмотренные
федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *