Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель.

Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.

Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.

Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
Читайте также:  Написать жалобу на незаконное увольнение в прокуратуру или трудовую инспекцию

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Профессиональный стандарт педагога

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание{q} Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. 

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи – “Навигатор Образования”

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.

Навигатор дополнительного образования детей ставропольского края

 

Навигатор дополнительного образования
детей Ставропольского края (далее – Навигатор) это информационный сайт
(портал). В нем представлена единая база детских объединений (кружков, секций,
студий, ансамблей) различной направленности для детей от 5 до 18 лет. Навигатор
обеспечивает доступ к современным общеобразовательным программам
дополнительного образования и позволяет родителям (законным представителям) и
обучающимся получить исчерпывающую информацию о дополнительном образовании в
Ставропольском крае.

Регистрация на портале

  • Используя техническое электронное
    устройство для обработки данных (компьютер, смартфон) войти в Навигатор через
    поисковую систему или, пройдя по ссылке: https://р26.навигатор.дети
  • Для регистрации в Навигаторе необходимо
    пройти авторизацию (получение прав пользователя в системе), заполнив следующие
    обязательные поля:
  1. муниципальное образование (выбирается из
    списка) по месту проживания;
  2. Ф.И.О
  3. номер мобильного телефона;
  4. адрес электронной почты;
  5. пароль.

Далее следует ознакомиться с правилами
пользования Навигатором для пользователей и поставить галочку согласия с
данными правилами.

После заполнения регистрационной формы и
нажатия кнопки «зарегистрироваться» на указанный адрес электронной почты придет
системное сообщение от отдела поддержки Навигатора для подтверждения
электронного адреса. Необходимо пройти по ссылке, указанной в письме, для
получения полных прав для работы с порталом.

Итогом регистрации в Навигаторе является
предоставление доступа в личный кабинет родителям (законным представителям).

Обращаем Ваше внимание на следующее:

Пароль, указанный Вами при авторизации,
является постоянным, его нужно придумать, и главное, по прошествии времени не
забыть! Рекомендуем Вам записать придуманный пароль и помнить, куда Вы сделали
запись!!!

  • На электронную почту, указанную при
    регистрации, родитель (законный представитель) будет получать уведомления об
    изменении статуса поданных заявок на обучение по выбранным программам,
    размещенным в Навигаторе.
  • Поставив галочку согласия с правилами
    пользования Навигатором, Вы автоматически даете согласие и на обработку
    персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  •  ичный кабинет пользователя
  • Личный кабинет состоит из следующих вкладок:
    «Профиль», «Дети», «История заявок», «История просмотра», «Отложено» и
    «Пароль».
  • Во вкладке «Профиль» Вы можете
    редактировать основные свои данные.
Читайте также:  Штрафы за нарушение миграционного режима

Во вкладке «Дети» Вы можете добавить и
редактировать данные о детях (Ф.И.О, дату рождения). Данные будут автоматически
подставляться в форму заявки на программу.

  1. Во вкладке «История заявок» Вы можете
    увидеть информацию о ранее поданных заявках на программы и их статусах.
  2. Во вкладке «История просмотров» Вы можете
    увидеть просмотренные ранее Вами программы.
  3. Во вкладке «Отложено» Вы можете увидеть
    все отложенные Вами программы.
  4. Через личный кабинет родитель может:
  • участвовать в программах, на которые
    ведется запись;
  • просматривать истории поданных заявок;
  • редактировать свой профиль;
  • размещать отзывы к программам.

 Обращаем Ваше внимание на следующее:

Перед подачей заявки на обучение,
описанной в пункте 4 настоящей инструкции, необходимо внести в Навигатор данные
своих детей: Ф.И.О. и дату рождения. Используя логин и пароль, войдите в личный
кабинет и откройте раздел «Дети». В этом разделе в соответствующие поля внесите
требуемые данные.

  • Если вы забыли свой пароль от личного
    кабинета, то необходимо нажать левой кнопкой мыши на окно «Не помню пароль»,
    ввести в открывшееся поле свой логин (адрес электронной почты, который Вы
    указывали при регистрации) и нажать окно «Восстановить мой пароль» – письмо с
    новым паролем будет отправлено на указанный адрес электронной почты.
  •  Поиск программ
  • В Навигаторе предусмотрены следующие
    фильтры отбора и поиска программ:
  • по муниципалитету (территориальное
    расположение);
  • по организатору (организация,
    предоставляющая услуги по дополнительному образованию);
  • по направленности программы
    (художественная, техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая,
    физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая);
  • по профилю программы (например, в
    дополнительных общеразвивающих программах художественной направленности
    выделяются такие профили как хореография, изобразительное или
    декоративно-прикладное искусство, вокальное пение и т.п.);
  • по возрасту детей.

Поиск можно осуществлять по каталогу
программ или по карте. Для упрощения процесса подбора программы реализован
полнотекстовый поиск с подсказками по мере ввода запроса.

Выбрав программу из отфильтрованного
списка, удовлетворяющую запросу, необходимо нажать кнопку «Подробнее». В
открывшемся окне будет предоставлена информация о дополнительной
общеразвивающей программе: описание, цели и задачи, ожидаемые результаты, данные
о педагогах, расписание занятий и др.

Запись ребенка на обучение

Запись на обучение предусмотрена для
авторизованных пользователей, прошедших регистрацию в Навигаторе. Для подачи
заявки необходимо выбрать программу, соответствующую запросу, и нажать кнопку
«Записаться». Затем система попросит выбрать подгруппу для записи и конкретного
ребенка (если их несколько).

После подачи заявки на обучение
автоматизированной системой Навигатора будет направлено уведомление о поданной
заявке на электронную почту, указанную при регистрации.

В течение семи рабочих дней администратор
организации, предоставляющей услуги по дополнительному образованию детей (далее
– администратор организации), рассматривает поступившую заявку и принимает
решение о ее подтверждении или отклонении. Кроме того администратор организации
обрабатывает заявку в Навигаторе и связывается с родителем (законным
представителем) для уточнения информации.

Родителю на электронную почту поступает
системное сообщение о результатах рассмотрения поданной заявки и контактные
данные организации. В случае отклонения заявки, поданной родителем (законным
представителем), в сообщении указывается причина отказа.

Получить информацию о поданных заявках, а
также их статусах можно в личном кабинете во вкладке «История заявок».

Обращаем Ваше внимание на следующее:

  • Подтвержденная заявка – не является
    обязательным условием для зачисления ребенка на обучение.
  • Подтверждение заявки означает готовность
    организации принять ребенка в объединение при соблюдении всех необходимых условий
    и требований, установленных для зачисления на конкретную программу, а также для
    ее реализации.
  • Обработка новых заявок на программы
    обучения составляет 7 рабочих дней с момента подачи заявки.
  • Если в течение 7 рабочих дней после записи
    на интересующую Вас программу, Вы не получили на электронную почту уведомление
    от организации о результатах обработки заявки, то скорее всего, Вы не
    подтвердили свой электронный адрес. Данное действие можно произвести в любое
    время, достаточно пройти по ссылке из ранее полученного уведомления.
  1. Дополнительная информация
  2. Функционирование Навигатора предполагает
    обязательное подтверждение адреса электронной почты пользователем при
    регистрации и осуществление регулярного мониторинга сообщений в своем
    электронном ящике, а также сообщений по указанному телефонному номеру с момента
    оформления заявки на участие в программе и до окончания периода обучения.
  3. Администрация Навигатора не несет
    ответственности за не уведомление пользователя в случае:
  • если пользователь не предоставил свои контактные
    данные (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.);
  • если администратор (организатор) не смог
    связаться с пользователем по указанным контактным данным, обратившись хотя бы
    один раз по телефонному номеру или адресу электронной почты;
  • если пользователь предоставил некорректные
    контактные данные;
  • если пользователь не подтвердил адрес
    электронной почты при регистрации.

Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном

  • Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
  • Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.
Читайте также:  Повышающие коэффициенты по транспортному налогу в 2021 году - Права водителя

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА – В ЧЕМ СУТЬ?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современногопрофстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ПРОФСТАНДАРТА

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.
  1. И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА
  3. Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.

Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.

Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

  • ПОВЛИЯЕТ ЛИ ПРОФСТАНДАРТ НА ЗАРПЛАТУ УЧИТЕЛЕЙ?
  • О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…
  • ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
  • Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:
  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Источник: © Сетевое издание «Навигатор образования»
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *